пятница, 8 марта 2013 г.

О реальном и ирреальном, о творческом гении и отточеном мастерстве, или мои мысли после прочтения романа Ю. Буйды "Синяя кровь"



Я нашла этот роман совершенно случайно. Искала спектакли, которые стоит посмотреть в театрах Петербурга и вспомнила о странном спектакле, который мы ходили смотреть в Сатирикон по бесплатным студенческим билетам в Москве. Назывался он "Чайка" по одноименной пьесе А. Чехова. Однако, на сцене происходило что-то настолько странное, а я перед походом еще и не перечитала произведение, поэтому понять что-то и вынести пользу из увиденного мне не удалось (и стоило ли? Ведь Чехов- не моралист типа Достоевского и Толстого). И вот, много месяцев спустя я вспомнила о нем, и мне стало интересно, в чем же был замысел режиссера сатириконовской постановки. Так я встретила имя Валентины Караваевой- звезды советского телеэкрана 40-х годов. Режиссер "Чайки" Ю. Бутусов посвятил эту постановку Валентине Караваевой. Я стала изучать материалы о ней и познакомилась с ее нелегкой трагичной жизнью.
История ее жизни лежит в основе романа Ю. Буйды "Синяя кровь". Его героиня носит сказочное имя Ида Змойро и живет в вымышленном подмосковном городке Чудов, окруженная людьми со странными именами. Вообще, стиль написания очень напоминает магический реализм, где сказка и миф входят в реальную жизнь героев. Полотно романа напоминает лоскутное одеяло, сотканное из разных литературных стилей и направлений. Тут и романтизм, и детектив, и натурализм, и биография, и история страны Советов 40-90-х годов. Но прежде всего это роман о творчестве, о приверженности к искусству, о мечте, которую необходимо реализовать любыми путями. В любом гении есть немного не от мира сего, немного умопомешательства, немного трагизма и меланхолии. Все это умело перемешивает автор в романе. 
По традиции выписываю несколько понравившихся цитат:  
"Без мечты, как без коровы: не выжить";
"…только настоящему художнику по силам создать такую пустоту, в которой звезда загорится сама собой";
"От счастья толстеют";
"…его сердце не выдержало пустоты жизни";
"Пусть другие делают историю, а я буду в этой истории жить";
"Ида больше не мечтала о необитаемом острове -  она поселилась на нем";
"Отныне Федре ничего не стоило забыть об Ипполите, чтобы успеть вовремя заплатить за квартиру и электричество";
"Горячая красная кровь кружит голову, порождает образы и идеи, а иногда доводит до безумия. Синяя же кровь- это выдержка, это расчет, это мастерство, это о, что заставляет художника критически взглянуть на его создание, убрать лишнее и добавить необходимое. Синяя кровь- то, что дает художнику власть над зрителем".

Комментариев нет:

Отправить комментарий